Интервью с генеральным директором ЗАО «Табунский элеватор» Сергеем ФЕДОРЧЕНКО


 

alt8

Интервью с генеральным директором ЗАО «Табунский элеватор» Сергеем ФЕДОРЧЕНКО протекало в разгар рабочего дня: в кабинет заносили то очередную аналитическую записку, то документы на подпись, звонили то из цехов, то партнеры по реализации продукции. Удивительно, но это не мешало, даже наоборот, служило своеобразной иллюстрацией к напряженному ритму работы акционерного общества.

Это предприятие занимает самое весомое место в производственной, финансовой и — благодаря добровольной спонсорской помощи — даже социальной структуре района. Достаточно сказать, что в районный бюджет его налоговый вклад самый большой — 12 %. Добавьте сюда не только наибольшее количество рабочих мест, но и их ежегодную положительную динамику, а еще новаторские шаги в энергосбережении, и непредвзятому читателю станет ясно, почему журналисты стремятся освещать жизнь элеватора всесторонне и с достаточной периодичностью.

ВЫШЛИ С ПЛЮСОМ

— Сергей Петрович! Вас, как генерального директора, удовлетворили итоги 2014 года? Все ли намеченное удалось выполнить?
— В целом да. На строительно-монтажных работах мы освоили даже немного больше, чем планировали: 27 миллионов 817 тысяч рублей вместо 27 миллионов 103 тысяч. Самой весомой стала итальянская линия цеха мелкой фасовки, к которой удалось вне плана расширить и осовременить складские помещения. Доволен тем, что «итальянку» успели приобрести за 7,5 миллиона рублей, до валютного скачка, ибо сегодня ее цена перевалила за 13 миллионов. Задача полной автоматизации этого цеха выполнена.
Объемными, то есть более миллиона рублей, были намерения реконструкции автоподъемника, замены кровли склада № 8, монтаж теплоузла и теплотрассы от паровой котельной к административным зданиям. Всего же 30 производственных, административных и бытовых объектов были в наших планах на 2014 й. Все намеченное выполнено, а это значит, что мы сделали еще один шаг на пути повышения эффективности производства. Возьмем тот же автоподъемник: с горем пополам разгружали до сих пор 30 тонники, а сегодня увеличили грузоподъемность в полтора раза и можем принимать практически все виды транспорта поставщиков зерна.
Не могу не сказать о такой детали: в этих тридцати объектах третья часть касалась улучшения бытовых условий труда, его безопасности и охраны, расширения рабочих мест. Мы заменили, построили, приобрели, установили все, что намечали.
Теперь о главном: производстве и реализации нашей продукции. Итоги года положительные, настроение и настрой на новые дела поднимают, но цифры красноречивее слов.
Наше предприятие за год переработало в муку 76 тысяч тонн зерна, что больше на 11 %, чем в 2013 м. С 18,5 до 19,8 тысячи тонн выросло производство комбикорма, почти в четыре раза — крупы. Мы отгрузили 1064 вагона продукции против 761 в предыдущем году. Наконец, по объему товарооборота мы вплотную подобрались к миллиарду рублей: на 1 января текущего года он составил 974 миллиона рублей (на 1.01.2014 — 774 млн).
Знаю, напрашивается вопрос: сможем ли в текущем году преодолеть эту высокую планку? Будем стремиться, но самоцелью эту цифру не считаю: во первых, в производстве символы — не главное, во вторых, год непростой.

— Вернусь к приобретениям, вернее, к ним меня возвращает нет-нет да и проговариваемый вопрос: надо ли было покупать в условиях кризиса весьма недешевый внедорожник «Хайлендер» для гендиректора?
— У тех, кого мучает этот факт, неточная информация: во-первых, инициатива приобрести достойный и более безопасный для дальних командировок автомобиль принадлежит не директору элеватора, а руководству объединения «Грана».
Во-вторых, он куплен до кризиса и обошелся дешевле ровно на миллион рублей. В-третьих, мы что, стали хуже работать, не можем позволить заменить автомобиль?! Надо не забывать, что у коммерческого отдела тоже новый импортный автомобиль. Современная надежная техника, в том числе автомашина, часть достойного авторитета предприятия.

— Вы сказали, что год идет непростой. Что то не припомню простых сельскохозяйственных сезонов. К каждому прошедшему мы неизменно добавляем эпитет «сложный». Каким вам видится текущий год, какие выводы можно сделать по итогам первого его квартала?
— Сельское хозяйство и смежные отрасли — особое производство, во многом зависимое от погодных условий. Вдумайтесь: 95 % зерна в прошлом году поступило влажным. На нефть для сушки зерна нами было затрачено 8 миллионов рублей, а это в шесть (!) раз больше, чем в обычные средние годы.
Мы не застрахованы от таких природных «особенностей» и сегодня. Каждый год действительно неординарный. И дело не только в погоде. Ни один эксперт не предугадает, каким сложится текущий финансово-экономический год. Однако необязательно быть политиком, чтобы видеть все сложности 2015 го. Оптимизма не внушают как внешние, так и внутренние условия, санкции в любом случае не влияют на экономику позитивно. В частности, дорожает один из главных инструментов развития производства — кредиты. Думается, нельзя ожидать роста покупательной способности населения, значит, будут проблемы с реализацией нашей продукции.
В то же время сидеть сложа руки нельзя, и мы не будем. Более жесткие условия заставляют нас искать более эффективные и более экономичные шаги.
Вспомните запрет на «ножки Буша»: в России смогли в относительно короткие сроки восстановить и развить промышленное производство птицы, и в магазинах теперь мы покупаем в основном местные бедрышки и крылышки.
Обеспокоено этим и государство: первые шаги в создании условий для отечественного товаропроизводителя намечены, теперь лишь бы они были реализованы. Будут созданы условия — мы справимся со всеми задачами. Степняки доказывали это не раз.

НЕ ДАНЬ МОДЕ

— Перед встречей с вами перечитал наиболее заметные газетные материалы об элеваторе, и в каждом есть слова «модернизация», «реконструкция», «проект», «обновление» и тому подобное. Спрашиваю об этом еще и потому, что оборудование, узлы, запчасти вы приобретаете за границей. В какой мере элеватор коснулись пресловутые санкции в отношении России? Может быть, не только планов технического перевооружения, но и сырья, или, проще говоря, зерна?
— Непосредственно санкции нас не коснулись: мы — не военка и не нефтедобывающая отрасль, но идет удорожание технологического оборудования, комплектующих узлов. Или такой момент. Элеватор раньше плотно работал с машиностроительными заводами на Украине, теперь же переориентировался на других поставщиков: часть заводов закрылась, качество продукции других низкое. Естественно, все это требует временных затрат.
Что касается устойчивого сочетания «элеватор и модернизация», то ни кризис, ни санкции не заставят нас отойти от курса на обновление оборудования и технологий, отстать от веяний времени. В конце концов, модернизация — не дань моде, она уменьшает энергозатратность выпуска продукции, повышает качество и производительность труда. А это уже устойчивость предприятия, стабильность и увеличение зарплаты работающих. Так что слово «модернизация» на элеваторе пишут и понимают правильно, через «е», иначе была бы пресловутая «МОДАрнизация».
Мы продолжим наводить мосты с турецкими производителями интересующей нас техники — техники, на которой мельницы будут работать завтра и даже послезавтра. Иначе можно отстать.

— Теперь, Сергей Петрович, о сырье. Ваше предприятие работает сразу с несколькими зерновыми культурами. Урожай прошлого года смог «подставить ножку» переработчикам или сегодня запасов достаточно для ритмичной и непрерывной работы всех цехов? Вас коснулась необходимость сокращения кадрового состава или рабочих смен?
— Урожай был действительно низкий, и нам пришлось поднапрячься. Мы расширили радиус работы с поставщиками. Достаточно сказать, 3 тысячи тонн зерна закупили в неблизком для нашего района Красноярском крае. Однако на ритмичности производства, на рентабельности это не сказалось, поэтому о сокращении рабочего времени, а тем более кадров речь не шла.
Неоднократно говорил и снова повторю: основные проблемы не с закупом зерна, а с реализацией готовой продукции. Наше акционерное предприятие и в целом объединение «Грана» над рынками сбыта работает постоянно, в том числе в ближнем и дальнем зарубежье. Нельзя сказать, что продажа на экспорт у нас доминирует, но ежегодная поставка 6–7 тысяч тонн муки за границу, то есть примерно 10 % от общей реализации, согласитесь, цифра солидная.
Дело еще не только в географии рынка сбыта, который изменчив и непредсказуем иногда. Сейчас разрабатываем проект фасовки муки по 15 кг: в таком весе ее не делает никто в крае. Курс на опережение спроса нужен, так как нередко именно такая фасовка востребована в международной торговле.

— И еще о кадровом составе: сколько новых рабочих мест создано в 2014 году? Появились ли новые имена специалистов или рабочих, которых вы ежегодно с гордостью называли?
— Вот здесь мы «подкачали», сработали по нулям: как было 350 работающих, так и осталось (в этом месте мой собеседник засмеялся). Благодаря пуску крупяного цеха создано десять новых рабочих мест, в то же время ровно столько же высвободилось из за модернизации некоторых производственных участков.
Важнее другое: сколько продукции произведено на одного работающего. Тут прибавка существенная. Если в 2013 году выработка на одного человека составляла 2 миллиона 72 тысячи рублей, то в прошлом она выросла до 2 миллионов 372 тысяч. В натуральном выражении это 253 и 284 тонны соответственно.
Новые имена есть. Хочу обратить ваше внимание на то, что больше половины производственных и вспомогательных участков возглавляет молодежь, немало толковых молодых среди специалистов и рабочих. Вместе с опытными кадрами они сегодня являются стержнем и основой производства, всей многогранной деятельности предприятия.
Заметно подрос в техническом и организационном плане начальник крупяного цеха Владимир Шаранюк. Производство — школа хорошая: все сорное отсеет, ценное оставит.
Прошли «обкатку» вальцевыми, диспетчерами, слесарями и аппаратчиками и стали ответственными и грамотными специалистами многие из молодых людей, в частности технолог Андрей Струценко и инженер техотдела Денис Поморцев. Рад тому, что звание «Лучший молодой рабочий района 2014 года» получил наш Анатолий Анищенко, а ведь таких на элеваторе немало.

РАДЫ ПОМОЧЬ

— Посевная не за горами. ЗАО «Табунский элеватор», принципиально считая себя структурной аграрной единицей района, в течение последних лет постоянно выступал в роли своеобразного кредитора предприятий растениеводства, партнера зерносеющих хозяйств. Будет ли продолжена эта практика в финансово сложный для вас год?
— Да, в 2014 году мы авансировали несколько хозяйств района и даже за его пределами накануне посевных работ. В какие то годы эта помощь доходила до 30 миллионов рублей. По секрету скажу, что, вопреки народной мудрости об ожидании в три года, некоторые партнеры не вернули долг до сих пор. Апрель для нас время погашения кредитов, только после расчетов определимся конкретно по этому вопросу, но от практики помощи табунским зернопроизводителям отказываться не собираемся.

— И еще о зерне. Как преодолеть вечное противоречие между желанием зернопроизводителя подороже продать, а переработчика — подешевле купить ту же пшеницу?
— Не согласен с этим утверждением. Наши отношения не укладываются в известную схему «купи-продай». Ценообразование на зерно зависит от целого комплекса причин, где наше желание равно практически нулю. Скажу просто, не вдаваясь в дебри маркетинга: стоимость зерна зависит от стоимости муки, и цена пшеницы падает, если дешевле становится сама мука. Переработчикам не нужна дешевая пшеница, так как цена нашей продукции в этом случае будет низкая.
Для информации: на 20 марта цена закупки пшеницы составляла 10 500 рублей за тонну вместе с НДС.

— «Разведка донесла» о вашей задумке расширить виды конечной продукции, в частности гороха. Подтверждаете «разведданные» нашей газеты? Если да, то элеватору придется внедрять новые технологии…
— Особенность нового крупяного цеха в том, что технологическое оборудование позволяет перерабатывать практически все виды зерна. Можем мы работать и с горохом. Только на постоянной основе это нереально: не хватит сырья. Однако исключать такую возможность нельзя.

— Ваше предприятие в течение многих лет неизменно в районной «Книге добрых дел». Благотворительность, помощь учреждениям социальной сферы, просто нуждающимся землякам… Какое место это занимает в деятельности элеватора?
— Если подразумеваются чисто цифровые итоговые суммы, то не считали, скорее всего, шестизначные, но не стали бы их оглашать даже в случае подсчета! Не ради огласки коллектив оказывает помощь школам и детсадам, больнице и библиотекам, больным детям и юным спортсменам. Рады, если наше участие помогает решить какие то проблемы земляков.

Владимир КРИВОШЕЕВ
Табунский район

 
 
Статья прочитана 914 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Последние Твитты
Архивы
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
275, за 0,353